Круизы по Нилу, Шарм, Хургада...
...
Давно хотел побывать в этой необыкновенной стране. Да всё дела-дела-дела… И вот - свершилось! TURTESS TRAVEL (отдельное спасибо за предоставленную возможность и продуманную программу) организовывает рекламный тур. Событие сие стало возможным в связи с выходом этого оператора на новый рынок – ИЗРАИЛЬ, с его необыкновенной историей, связанной в нашем сознании, прежде всего, с земной жизнью Сына Божия – Иисуса из Назарета, а также её трагическим завершеним и светлым воскресением, положившим начало новой религии – Христианству. А задолго до этого именно здесь происходили события, описанные в Ветхом Завете – от сотворения мира до Рождения Христа…(далее-кликните на названии)
Без эмоций не обойтись, но в то же время хотелось бы подать информацию так, чтоб она была полезна и нашим клиентам, решившим впервые посетить Израиль .
Итак, - по порядку. Вещи собраны. Виза открыта (наконец-то дождались упрощенного оформления – достаточно заполнить несколько пунктов простенькой анкеты и через пару дней получить положительное решение). Путешествие традиционно начинается в Борисполе (кстати, сюда можно добраться, заказав бесплатный трансфер – автобус отправляется с южного терминала ж/д вокзала). И вот тут начинают проявляться некоторые отличия – регистрация на рейс начинается за ТРИ часа до вылета. И не нужно относиться к этому легкомысленно. Так уж сложилось, что израильтяне вынуждены предпринимать дополнительные меры к обеспечению безопасности. Поэтому с каждым из вылетающих проводится индивидуальное собеседование. Просьба открыть багаж и ознакомить с его содержимым – не редкое явление, поэтому «укутывание» чемоданов в полиэтиленовую пленку может оказаться бесполезным. Забегая вперед, скажу, что на обратном вылете контроль не менее строг. А привычных уже упаковщиков багажа здесь просто нет. Учитывая это, более опытные члены нашей команды заранее запаслись рулонами полиэтиленовой пленки и сами позаботились о багаже после прохождения контроля.
Далее – как обычно. Багаж сдан, погранконтроль пройден, в duty free отметились – и на посадку. Рейс выполняет израильская авиакомпания Arkia Airlines на очень удачном продукте бразильского авиапрома 124-местном Embraer 195. Приятный дизайн салона, кожаные кресла, приличное расстояние между рядами (мне при росте 184 упираться коленками в спину впереди сидящего не пришлось). Надо отметить, что в гражданской авиации Израиля в основном работают бывшие военные летчики. В силу того, что обороноспособности страны здесь уделяется должное внимание, израильские летчики имеют колоссальное количество часов налета (наши об этом только мечтают) и небезосновательно считаются одними из лучших в мире.
По установившейся привычке отмечаю, что на рулежку вышли в 11-40, в 11-52 взлетели и в 14-50 (время совпадает с киевским) коснулись земли в аэропорту им. Бен Гуриона. Чистого полетного времени – без 2-х минут три часа. За это время успели перекусить огромными (размером в большую рукавицу) холодными сендвичами. Из напитков – привычный набор: чай, кофе, кола, голландское пиво, вино белое и красное (вполне приличного качества), водка, виски… Наиболее раскрепощенные добавили из «а у нас с собой было», чем и укрепили хорошее настроение перед встречей с землей обетованной.
Ну, вот мы и в Тель-Авиве. Город, в котором 15 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль и который до сих пор многие считают столицей этой страны, хотя с декабря 1948 года статус столицы имеет Иерусалим.
Программа тура не предусматривает времени для расслабления, поэтому в сопровождении представителей израильского оператора Medraft приступаем к осмотру отелей, в которых будут размещаться наши туристы, большинство из которых проведут, по меньшей мере, свою первую и последнюю ночь пребывания в Израиле в одном из тель-авивских отелей, расположенных в основном вдоль побережья. Сознательно опускаю описание этой рабочей составляющей поездки. Скажу только, что все отели полностью оправдывают заявленную «звездность», причем не по турецким или египетским, а именно по европейским меркам.
А вот вечером нам удается выкроить немного времени, чтоб прогуляться по улочкам старой части Тель-Авива – древнего Яффо. Кстати, надо отметить, что полное название города звучит так: Тель-Авив – Яффо. Про каждую улицу, про каждый дом старого Яффо можно писать книги и рассказывать длинные-длинные истории. Эти улочки живут своей жизнью, они не принадлежат этому миру, как "не от мира сего" и многочисленные художники и поэты, их населяющие. Впервые Яффо упоминается в хронике фараона Тутмоса III, который взял город в XV в. до н.э. Яффо имеет особое значение для христиан. Здесь, в доме Симона – кожевника, который цел и поныне ( так, во всяком случае утверждают здешние христиане ), долгое время жил апостол Петр. Именно здесь было ему видение, после которого он стал проповедовать, в результате чего христианство превратилось в самостоятельную религию (на ночном снимке - храм св. апостола Петра).
Утром следующего дня нашего тура отель Dan Panorama, в котором мы провели свою первую ночь в Израиле, порадовал нас отменным завтраком: свежевыжатые соки, подбор сыров, который могут позволить себе только отели очень высокого уровня (причем, выложены не в нарезке, а, как полагается, целыми «головками»), умело приготовленная рыба, выпечка, десерты, фрукты… Словом, - выбор на любой вкус и желудок. Кстати, коль уж коснулись этой темы, качество и ассортимент предлагаемого в израильских отелях питания выше всяких похвал. И это касается не только «пятизвёздочных» отелей. Далеко не во всех, но во многих отелях при этом придерживаются принципа кошерности. Если в двух словах обрисовать современную трактовку этого принципа, то это: исключается свинина, ракообразные, моллюски, бесчешуйная рыба (например, сом) - т.к. все перечисленные особи питаются падалью, а также не подаются одновременно мясо и рыба (причем, молочное не может сопутствовать мясному). В остальном – практически никаких ограничений.
Однако, вернёмся к нашим баранам. После осмотра отелей Intercontinental, Dan Tel-Aviv, Carlton группа дружно грузится в автобус и в 11:30 (строго по графику!) мы выезжаем из Тель-Авива. Едем на север, в Галилею. Едем по тем местам, где тысячелетия назад пролегал караванный путь, связывавший могущественный Вавилон с Израилем и Египтом. Мы посетим места, где Иисус провел практически всю свою земную жизнь. Нас сопровождает гид компании Medraft Александр Волков – наш земляк, киевлянин, в Израиле уже без малого 20 лет. Огромное спасибо тебе, Саша, за твой профессионализм, за то обилие информации, которую мы получили за столь короткий период. Кстати, как заметил сам Александр, все гиды в Израиле имеют очень высокую степень подготовки, т.к. для того, чтоб получить лицензию на этот вид деятельности, нужно пройти такую школу, что многие университеты просто «отдыхают».
Израиль – страна небольшая: максимальное расстояние с севера на юг – около 410 км и порядка 120 км - с востока на запад (замечу по ходу, что на этом сравнительно небольшом пространстве присутствуют двенадцать! климатических зон). Дороги отличного качества, поэтому переезды не утомляют. По пути следования слева от нас возникают два (Ар) холма (Мегидо) – Ар Мегидо. Догадались? – Да, это и есть знаменитое место, известное под названием Армагеддон. тот самый библейский Армагеддон, где согласно христианскому учению, состоится решающая битва добра и зла в день Страшного Суда. Исторически же сложилось так, что именно здесь в XV веке до н. э. сражался египетский фараон Тутмос III против ханаанских царей, в 609 году до н. э. здесь фараон Нехо II разбил иудейского царя Иосию, в 1799 г. Наполеон нанёс поражение турецким войскам, а в 1918 г. английский генерал Алленби одержал верх над Оттоманской империей, после чего победители начали устанавливать границы, кромсая эти земли «по живому», тем самым заложив еще в те времена корни будущих ближневосточных конфликтов.
И вот нас встречает Назарет – город, в котором, как утверждает Библия, «жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами … ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус….». Миллионы христиан стремятся сюда, чтобы поклониться святыням.
Когда император Византии Константин I Великий провозгласил в 325 году христианство государственной религией империи, его мать, равноапостольная царица Елена, отправилась с паломничеством на Святую Землю с целью идентификации святых мест и строительства на них церквей. Так место, где предположительно проживала семья Иосифа и Марии, получившее название Грот Святого Семейства, вошло в Историю. Судьба строений, возводившихся здесь, ничем не отличалась от участи других церквей Палестины: они строились и разрушались, вновь возникали из пепла и вновь исчезали под ним… В XVIII веке здесь была построена скромная церковь, простоявшая вплоть до 1955 года, года принятия исторического для неё решения: сноса старой и возведения новой церкви на месте Благовещения. Современная базилика Благовещения, спроектированная итальянским архитектором Джиованни Муцио, выстроена в двух уровнях. Верхний уровень повторяет контуры кафедрального собора крестоносцев 12-го века, нижний же бережно сохраняет черты византийского Грота Девы. К этому храму нас подводит узкая арабская улочка, заполненная гомоном посетителей бесчисленных маленьких сувенирных магазинчиков и кафе. Ничто, ну вот совсем ничто, пока не говорит о предстоящей встрече со Святым Семейством. И так - до самого входа, когда перед нами возникает открытое пространство внутреннего двора, так разительно контрастирующее с только что пройденными улочками. Массивное, прочно стоящее на своих фундаментах здание Храма, его парадный фронтон - со всей определённостью указывают на то, кто в этом здании Хозяин. На фасаде, над центральным входом читаем: "Verbum Caro Hic Factum Est" - "Здесь Слово стало плотию".
Не буду вдаваться в подробности и описывать саму церковь. Лучше все-таки побывать здесь. Скажу только, что и здесь, и впоследствии на берегах Галилейского моря, на Горе Блаженств и в Святом Иерусалиме не покидало ощущение чего-то очень значимого, что происходило в сознании и в душе…
Помните у Булгакова? - Михаил Александрович Берлиоз «хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф…» Так вот, на этой земле вопрос о том, существовал ли Иисус, уходит как-то сам по себе.
Покидая Назарет, мы продолжаем свой путь к озеру Кинерет, более известному своим евангельским названием – Галилейское море. Вся сознательная земная жизнь Христа прошла именно здесь. Здесь он проповедовал, здесь его слушали. Большинство учеников Христа вышли из местных жителей, рыболовов из Капернаума и Вифсаиды. Нет, не агнцы божьи окружали тогда Христа. Эти люди славились непокорным, вольнолюбивым нравом. Пожалуй, их образ жизни, темперамент, боевой дух можно сравнить с более понятной нам казацкой вольницей Запорожской Сечи. Тем удивительнее представляется нам власть Сына Божьего над этими людьми.
Переночевав в скромном трехзвёздочном отеле, принимающем в основном паломников и экскурсантов, на следующий день мы совершили обзорную экскурсию вдоль побережья озера самой впечатляющей частью которой было посещение Горы Блаженств. Здесь Иисус произнес знаменитую Нагорную проповедь, каждая часть которой начинается со слова "Блаженны..." - отсюда и название горы - "Гора Блаженств". Католический храм, посвященный Заповедям блаженств, построен в 1937 г. по проекту архитектора Антонио Барлуцци. Храм принадлежит францисканцам и имеет восьмиугольную форму, символизирующую восемь блаженств. Внутри храма в алебастровых окнах записаны восемь Заповедей блаженств. Прилегающие территории ухожены, - везде чувствуется заботливая рука… А в мыслях и в душе – одно: неужели, неужели это наяву? – Твои ноги ступают по этой священной земле, твои руки касаются святынь, твое сердце наполняется незнакомыми до этого ощущениями… Это трудно передать словами, это надо испытать.
Однако, следуя программе тура, мы должны продолжить наше путешествие. Теперь наш путь – к южной оконечности Мертвого моря. Сначала едем вдоль побережья Кинерета, минуя те места, где 4 июля 1187 года произошло знаменитое сражение войск Салах ад-Дина и армии крестоносцев, закончившееся полным поражением последних. По мере продвижения к югу быстро меняется ландшафт – зеленые, полные жизни оазисы постепенно уступают место каменной пустыне. И вот справа от нас, на вершине одной из скал Иудейской пустыни возникает
знаменитая крепость Массада. В 25 году до н. э. царь Ирод I Великий построил здесь убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода. Со всех сторон Массаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600 на 300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 метров и толщиной около 4 метров. Внутри крепостных стен были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки. По свидетельству Иосифа Флавия, в 67 году н.э в Массаде обосновались сикарии, представители радикального движения, возглавившего восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну. В 70 году н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Массада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около тысячи человек, включая женщин и детей, но они удерживали Массаду еще три года. Когда же римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Массады была решена. Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный также посредством жребия, убил остальных и покончил с собой, тем самым приняв весь грех самоубийства на себя одного…
И так, мы на Мертвом море. Как обычно, рабочая часть состоит из инспекции отелей. Придраться практически не к чему. Все отели соответствуют присвоенной категории – без натяжек и обмана. Хороши «пятизвёздочные» Le Meridien, Daniel Dead Sea и, конечно же, по праву считающийся лучшим Isrotel. По моему мнению, сюда надо ехать по назначению врача. Показаниями для лечения на курортах Мертвого моря кроме болезней кожи являются: заболевания костно-мышечной системы, ЛОР-органов, эндокринной системы, органов дыхания, в том числе и бронхиальная астма, функциональные расстройства нервной системы. Разумное сочетание гелиотерапии (лечение солнечными лучами) и купания в Мертвом море (многие пациенты предпочитают заменять его ваннами с водой Мертвого моря) дает улучшение состояния более, чем в 80% наблюдаемых случаев. Купание в море строго ограничено по времени, дабы вместо пользы не нанести вреда здоровью. Во время купания не рекомендуется делать резкие движения, чтобы вода не попала в глаза или дыхательные пути, т.к. содержание солей настолько высоко, что они буквально «выжигают» слизистую оболочку. Попадание воды в легкие грозит летальным исходом. И такие случаи уже были. Еще раз подчеркиваю, что это курорт для людей, нуждающихся в лечении. Тем, кто едет за развлечениями, присущими морским курортам, здесь делать нечего.
Утро следующего дня начинаем с купания в Мертвом море. Неукоснительно исполняя все указания, осторожно заходим и погружаем свои бренные тела в крепкий рассол, содержащий значительную часть элементов таблицы Менделеева. Ощущения ожидаемы, теоретически обоснованы, но все-таки необычны. Однако, в этот день нас ожидает событие более значимое – свидание с Иерусалимом. Посвятив некоторое время инспекции отелей, выезжаем по уже знакомой дороге и следуем теперь уже на север, затем на запад.
И вот нас встречает город-легенда, город, являющийся святыней трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Город удивительный, город контрастный. Здесь чистота и ухоженность еврейских кварталов соседствует с горами мусора и неопрятностью арабской части города. Невольно вспоминаю, какой шок испытал, впервые увидав подобную картину в Каире. До сих пор не могу понять, как можно столицу государства, история которого связана с существованием одной из величайших в мире цивилизаций, превратить в гигантскую мусорную свалку. Ну, да не об этом разговор. Иерусалим, как магнитом, притягивает к себе христиан, иудеев, мусульман, да и просто мирян со всего света своими святынями, своей историей, тесно переплетенной с историей трех религий. Естественно, что нам ближе, понятнее, интереснее все то, что связано с последним трагическим этапом земной жизни Христа. Остаток первого дня пребывания в этом городе отдается осмотру отелей. Не могу не упомянуть шикарный пятизвездочный Царь Давид (сеть отелей DAN), самый дорогой и старый в Израиле. Именно здесь размещаются главы государств, правительственных делегаций, самые именитые гости Иерусалима.
А вот следующий день практически полностью посвящен знакомству со старой частью города. Начинаем с Гефсимании (в переводе – маслодавильня) – место у подножия Елеонской (Масличной) горы. Здесь Иисус провел в молениях свою последнюю ночь перед арестом, здесь божественная и человеческая суть Христа в мучениях боролись друг с другом: «…Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты…». В 1919-1924 годах на этом месте построена францисканская Церковь Всех Наций, известная также как Церковь Агония. Чуть севернее от Гефсиманского сада находится православная Церковь Успения Святой Богородицы, построенная в XII веке на месте, где в 326 году святая Елена воздвигла здесь первую церковь. В этой церкви и сейчас находится первая икона Богоматери с младенцем на руках. Святой Лука писал ее с натуры, как портрет. Но поскольку Лука не знал и не видел Иисуса при жизни его, он изобразил Сына Божьего в младенческом возрасте. Это событие и положило начало традиции изображать Богородицу с Иисусом – младенцем на руках.
И вот, пройдя через одни из многочисленных ворот крепостной стены, мы попадаем в старый город, который и сейчас полон жизни. Вот здесь в 960 году до н.э. царем Соломоном был построен Первый Иерусалимский Храм, который был разрушен вавилонянами в 567 году до н.э. В 527 году до н.э. персидский царь Кир позволил изгнанникам Иудеи вернуться в Иерусалим и отстроить храм заново. Строительство Второго храма было завершено в 515 году до н.э., но особенного расцвета храм достиг во времена царя Ирода (37-4 годы до н.э.), который приложил колоссальные усилия для его расширения и украшения. О величественном сооружении, бывшем средоточием духовной жизни еврейского народа, сегодня напоминает нам лишь сохранившаяся часть западной стены, окружавшей Храмовую гору. Эта стена длиной 156 метров, называемая "Стеной плача" или "Западной стеной", стала символом Второго храма и является национальной святыней еврейского народа.
В настоящее время Храмовая Гора представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманские святыни. Мечеть Аль-Акса является третьей святыней ислама после мечети Аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом Исра (ночное перемещение пророка Муххамада из Мекки в Иерусалим) и Мирадж (его вознесение). На месте мечети Аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него. Часто в поверхностных туристических публикациях и на многих сайтах огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра ("Купол скалы") путают с более скромным покрытым свинцовыми пластинами куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол куполом "Мечети Омара". Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название "Мечеть Омара" - в честь своего основателя халифа Умара (Омара) - и является исторической реликвией мусульман. Мечеть же Куббат ас-Сахра, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.
Посетив Стену Плача и оставив в ней записки с пожеланиями, мы проходим по узким улочкам старого города. Где-то здесь почти две тысячи лет назад пролегал последний Крестный Путь Иисуса: от Антониевой башни, во дворе которой происходил суд и бичевание до его окончания – места распятия, погребения и воскресения на территории Храма Воскресения Христова, более известного как Храм Гроба Господня (наш экскурсовод Александр категорически отвергал это название: Ну не может гроб – символ смерти - быть святыней христианства, которое по сути своей является жизнеутверждающей религией… Трудно не согласиться с его доводами).
Сейчас Храм даже отдаленно не напоминает первоначальную постройку, которая была основательно разрушена еще в VII веке, во время нашествия персов. Только в 1130-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства крестоносцев, Храм был вновь отстроен.
В Храм Воскресения Христова (Александр убедил меня, и отныне я только так и буду называть его) мы попадаем через центральный вход. Буквально в нескольких шагах от него находится Камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, именно на этот камень было положено снятое с креста тело Христа, для умащения его ароматическими веществами перед погребением. Кстати, только здесь и в Вифлеемском Храме Рождества Христова освящать иконы, нательные крестики, другую христианскую атрибутику можно без присутствия священника. Теперь я ношу крестик, освященный прикосновением к Камню Помазания, а над кроватью моего внука висит таким же образом освященное распятие. Берем влево, спускаемся по лестнице, которая приводит в большой темный зал, своды которого поддерживаются многочисленными колоннами. В центре зала стоит Кувуклия - небольшая купольная часовня желто-розового мрамора, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня – главной святыни христианства. Именно здесь в Великую Субботу происходит таинство возгорания Благодатного Огня. Именно сюда стремятся попасть христианские паломники со всех частей света.
Не буду перегружать свое повествование подробными описаниями Храма, все это можно найти во многих печатных и электронных изданиях. Хочу только очередной раз отметить, что покидаешь эти места с просветленной душой и ощущением необходимости вернуться сюда еще не один раз.
Итак, мы покидаем Иерусалим. И наш путь – снова на юг, вдоль берегов Мертвого моря, к Эйлату – самой южной оконечности Израиля. Эйлат — очень древний город, он существовал ещё во времена царя Соломона (рядом с нынешним Эйлатом располагались знаменитые «копи царя Соломона». Сейчас это туристический центр, располагающий первоклассными отелями. Здесь также много кафе, ресторанов, пабов, ночных клубов и прочих мест развлечений. Специфика природы и климата привлекает сюда туристов в течение всего года. (На снимке пляж в Эйлате. Вдали, под горной грядой - Иордания).Вот только по поводу кораллов не могу сказать ничего обнадеживающего. То, что мы увидели во время прогулки на яхте, меркнет по сравнению даже с бухтой Макади в Хургаде, а уж о сравнении с Шарм Эль Шейхом или Дахабом не может быть и речи. Нацепив маски и трубки, одев ласты, мы старательно «проутюжили» место стоянки нашей яхты, но - увы – ничего существенного не обнаружили. Несколько стаек любопытных рыбок и небольшие (скорее похожие на мертвые, чем на живые) коралловые образования – вот и все, чем порадовал нас подводный мир. Может, нас не туда возили, но рекомендовать Эйлат любителям подводной экзотики не решусь. Зато отельная база выше всяких похвал. А кухня – просто пальчики оближешь. Наверное, многим из нас надолго запомнится прощальный ужин в отеле Hilton, носящем имя Царица Савская. Не хочу даже и перечислять кулинарные изыски, дабы не вызывать у читающих эти строки повышенное слюновыделение и недовольное ворчание желудков. Здесь мы и завершаем программу нашего пребывания в Израиле. Впереди только короткий перелет из Эйлата в Тель-Авив и три часа полета до Киева. Контроль на обратном вылете столь тщательный и долгий, что времени на посещение duty free практически не осталось. Поэтому я бы не советовал откладывать покупку сувениров и подарков на завершающую фазу пребывания в этой удивительной стране.
А напоследок все-таки не могу удержаться от того, чтоб не сказать пару слов о жизни современного Израиля. В первую очередь, наверное, надо отметить высочайший образовательный уровень и связанный с этим интеллект нации. В каждой еврейской семье мальчики с 4-х лет, а девочки – с 6-ти обязаны изучать Библию. Это повлекло за собой то, что с 12-го века! этот народ имеет такой потрясающий показатель, как стопроцентная! грамотность. Если оценивать уровень образованности в настоящее время, то следует отметить, что каждый третий израильтянин имеет высшее образование (это вместе с учетом арабского населения страны). Среди евреев этот показатель уже близок к 50%. А если выделить евреев, выехавших из бывшего Советского Союза (которые заслужили право считаться элитой современного Израиля), то из каждых трех человек двое имеют дипломы ВУЗов. Отсюда и необыкновенные успехи в области высоких технологий. Они не ищут оправдания в тяжелых климатических условиях, они просто выращивают сельхозпродукцию в объемах, в двадцать раз превышающих собственные потребности. Со времени возникновения государства Израиль они высадили 4,5 миллиарда деревьев (вдумайтесь в эти цифры!) – это более, чем по 800 деревьев на каждого проживающего здесь еврея! Тем самым смогли даже изменить климат – ныне Израиль является самой комфортной по климатическим условиям страной Ближнего Востока. У нас 2% засоленности почвы переводят ее в разряд непригодных для земледелия. Они же умудряются выращивать овощи на почвах с показателем засоленности, достигающей 15%, и экспортировать их в Европу. В Эйлате построили нефтяной терминал, протянули от него нефтепровод до средиземноморского побережья и в прямом смысле «качают» деньги на перекачке нефти из стран Персидского залива в Европу в обход Синая и Суэцкого канала. При этом, если средний показатель времени разгрузки танкера в других странах составляет 7-8 дней, то они умудряются делать это за полтора дня. Молодые люди, отслужившие 2 года в армии, получают из страховых фондов деньги, которых хватает на получение образования или (по желанию) могут погасить ими часть стоимости приобретаемого жилья… Когда мы проезжали мимо теплиц (учитывая функциональное назначение, правильнее было бы сказать «холодиц»), невооруженным взглядом было видно огромное количество валяющихся на земле обрывков пленки. Наш гид Александр не дал времени позлорадствовать, мол – ага – и у них все-таки не без бардака… Оказывается, объясняется все просто – эта пленка не полиэтиленовая, а органическая, поэтому со временем превратится в удобрение, которое ну никак не повредит выращиваемым здесь овощам. Этот список можно продолжать и продолжать… Мне же остается только снять шляпу в знак уважения к этому веками гонимому, в тяжких испытаниях обретшему силу и мудрость народу.
До свидания, Израиль! Надеюсь, мы еще увидимся.